Класс: 7 «б» класс

Тип занятия: Внеклассное мероприятие. Форма мероприятия – педагогическая мастерская. 

Цель занятия: раскрыть вместе с учащимися смысл и содержание понятия «забота»,  способствовать формированию у учащихся доброты и заботливого отношения к окружающим, друг к другу, раскрыть нравственное отношение к добрым делам.  

Задачи:

  • - рассмотреть понятие «забота» (синонимы слова, обуза или радость, долг, принесение в жертву чего-либо, нравственные заботливых  
  •  качества людей);
  • - проанализировать пословицы, поговорки и высказывания о заботе, доброте;
  • - распределить по уровням содержание заботы учащихся 7-го класса;
  • - показать пример воплощения заботы через полезные предметы, сделанные своими руками;
  • - воспитать умение четко организовывать работу в группах.

Оборудование:

Техника:

  • - проектор, компьютер, колонки.

Презентационный материал:

  • - видео-ролик «Этажи заботы» презентация, выполненная в PowerPoint.

 Раздаточный материал:

  • - домик из кирпичиков (элементы вырезаны из цветного картона);
  • - материалы для декора игрушек, изготовления подставок под горячее

Этап мероприятия, цель

Время

Содержание

Примечание

Действия классного руководителя

Действия воспитанников

1. Организационный момент

Цель: психологический настрой на урок

 

2 мин

 

Слайд 1

1Ребята, всем хорошо известно

 

Жизнь по-разному можно прожить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Много хорошего сотворить,

Или наделать гадостей.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

Слайд 1

Психологически готовит учеников к предстоящей работе

 

А о чем помышляете вы, когда утром просыпаетесь? С чего начинается ваш день?

Включаются в воспитательную деятельность, высказываются – говорят о добрых делах

2. Подготовка к работе

Цель: заинтересовать учащихся

5 мин

Работа с видео-роликом

2. Т.е вы проявляете заботу о близких. Давайте посмотрим об этом зарисовку.

После фильма-постановка целей-результатов

- Итак, мы с вами поговорим о заботе? (о заботе, доброте)

Слайд 2 Видеоролик

Помогает воспитанникам обозначить тему занятия, поставить цели

Обсуждают ролик

Ставят цели-результаты-

- рассмотреть понятие «забота»

- подумать о конкретной заботе на каждом уровне

3. Основной этап работы по теме занятия

Цель: проанализировать нравственные качества

20 мин

Работа с понятием «забота»

А) Ребята, фильм закончился словами: «Человек должен быть заботливым». А какого человека можно считать заботливым человеком? Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы проявлять заботу?

(Аккуратный, Доброжелательный, Грубый, Вежливый, Неучтивый, Предлагающий и оказывающий помощь другим, Часто ссорится, Умеет прощать обиды, Отзывчивый, Вспыльчивый, Скромный, Любящий труд

Общительный, Ласковый, Весёлый, Наглый,

Внимательный к другим, Жадный, Крикливый,

Терпимый к другим людям, Щедрый, Милосердный

Б) Все человеческие качества, которые мы назвали характеризуют заботливого человека

Слайд 3

Организует и координирует работу воспитанников

Раскрывают значение понятия «добро»

Слайд 4

Что же обозначает слово Забота? Давайте за помощью обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Забота

  1. Внимание, попечение, уход за кем-либо или чем-либо. Окружить кого-нибудь заботой.
  2. Беспокойство, беспокойное, обременительное дело. Много забот, заботы по хозяйству. Для него, трудового человека, существует только одна, вечно повторяющаяся забота: сегодня надо думать о том, чтобы не голодать завтра. –

Какое определение вам близко???

В) Что же получается? Заботиться –тяжелый труд и обуза или ?

 

В слайд 4

Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой

  1-е определение

Слайд 5

Как вы думаете заботиться о ком-то или о чем-то довольно трудно?

Потому что, проявляя доброту к окружающим нас людям, нам приходится чем-то жертвовать

Рассматривание примеров:

- жертвовать временем.

- жертвовать своими интересами.

- жертвовать здоровьем.

 Оказывается, в жизни не так легко быть добрым и заботливым. Жертвовать – это трудно. Но человечество с давних времён стремится сохранить добро в своей жизни.    

 На слайд 5   Вспоминают и обсуждают значение пословиц и поговорок о доброте

Слайд 6

Г) Работа с пословицами и поговорками

ПОТОМУ ЧТО, забота – это когда люди по велению сердца содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя счастливее, увереннее в жизни. Помните, что забота, доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем легче было жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. В течение столетий создавались пословицы и поговорки о заботе: «Плохо жить без забот, худо без доброго слова».

Какие из них знаете вы?

  1. Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.
  2. Беспечный пьет воду, а заботливый— мед.
  3. Забот полон рот, а перекусить нечего.
  4. Забота не съела, так скука одолела.
  5. Без заботы и репу не вырастешь.
  6. Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет
  7. Красота до вечера, а доброта навек.
  8. Не поминай лихом, а добром, как хочешь.
 На слайд 6   Раздать Вспоминают и обсуждают значение высказываний о доброте

Слайд 7

Д) Обсуждение высказываний о заботе и доброте

-Уже в 4 в. до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал:

«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».

Эту мысль продолжил уже в 1 в. н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».

Вспомним слова нашего русского писателя Л. Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других».

-Ребята, а какие высказывания русских писателей о заботе и доброте приготовили вы?

  1. Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта. (Мигель Сервантес).
  2. Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо).
  3. Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе. (Вильям Шекспир).
  4. Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях. (Блез Паскаль).

Знания должны увеличиваться с добротой. (Лев Толстой).

 На слайд 7   Распределяют объекты заботы во время строительства «этажей заботы»

Слайд 8

4. Мастерская добрых предметов

Ребята! Хоть заботится о ком-то –большой труд, но и так приятно ощущать свою полезность. Как вы думаете- забота проявляется в словах или делах и поступках? Давайте предложим друг другу и гостям  идеи добрых предметов для  дома и ваших близких. (день Мамы)

Дети быстро рассказывают о том как сделать

5. Работа с этажами заботы

 (строительство дома )

А может быть мы и другие объекты заботы можем найти???- Где вы еще совершаете добрые поступки?

Давайте попробуем этаж за этажом  выстроить ваши добрые дела покажем объекты заботы, при этом на каждый кирпич, заложите те разные объекты  заботы. Каждый этаж-это новый уровень заботы.

 Слайд 8-17  

1 этаж дом, семья. Я предлагаю вам поучаствовать в строительстве этого домика. Стройте его так, как будто строите для себя.

(Учащимся раздается набор: блок фундамента, 4 кирпичика, крыша, труба и окошко, вырезанные из цветного картона).

 

Домашнее хозяйство, младшие дети, приг пищи, дом растения и животные, престарелые родители, память об ушедших родственниках. Ваши представления  совпадают с родителями

 

2 этаж- школа.

Участки заботы, Недели добра, младшие школьники, библиотека, учителя, имидж школы ее доброе имя, история школы- летопись  школы- ролик Рината ( с большой заботой о школе)

 

3 этаж –наш Авиастроительный район, город Казань

Декадники и месячники по очистке территории, сбор маку, посадка деревьев, лагерь Гагарина, акции «Герой рядом», история района, города.

 

4 этаж- Россия, Наша планета.

Ребята,  какой получился красивый дом, я вижу он очень светлый и теплый. Все что вы делаете -это проявление -любви, дружбы, патриотизма -лучших  человеческих качеств- крыша         

Знание истории России и сохранение здоровой экологической обстановки, забота о исторических памятниках  

4. Обсуждение проделанной работы

Цель: подвести итоги работы

 

3 мин

 

- Итак, ребята, сегодня мы в течение занятия мы говорили о заботе, поняли, что будучи учениками 7-го класса можно много сделать хорошего для окружающих!!!! Сами скажут???

- Достигли ли мы результатов работы?

Слайд 18

Музыкальное сопровождение “Одинокий пастух” из сборника инструментальной музыки

Комментирует результаты работы

Делают выводы о результатах работы

- В заключение я бы хотела прочитать вам стихотворение

Раздайте все хорошее другим,
От этого не станете беднее.
Все, что отдал, считается твоим,
Рука дающего, поверьте, не скудеет.

Вы, в этом мире вечной суеты,
Себя прославьте добрыми делами,
Вы не жалейте ласки, теплоты,
Для тех, кто рядом, кто сегодня с Вами.

Не обижайте близких грубым словом,
Дарите счастье им и нежную любовь.
И пусть они поймут, что Вы готовы
Прийти на помощь к ним на первый зов.

- Спасибо за внимание. А я всех благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе.  

Рассказывает притчу

 

Загрузить презентацию