Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций.

Тип урока: урок формирования  новых знаний.

Форма урока: традиционная с элементами дидактического театра.

Начать формирование навыков составления химических уравнений.

Цели урока:

Метапредметные-

А) личностные- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки, вырабатывать чувство гордости за российскую  химическую науку;

Б) регулятивные –обнаруживать учебную проблему и выдвигать версии решения проблемы;

В) познавательные- анализировать, сравнивать, делать выводы;

Г) коммуникативные- умения корректно высказывать свою точку зрения

предметные- изучить историю создания  закона; опытным путём доказать и сформулировать закон сохранения массы веществ; дать понятие о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.

воспитания- совершенствовать  культуру речи обучающихся, в т.ч. химического языка, , формировать интеллектуальных чувств, новизна, неожиданный интерес;

Оборудование урока:

  • для Д.о- пластиковая бутылка .0,33л. c NaOH, малая пробирка с фенолфталеином, весы, разновесы;
  • - эпиграф «Изучая, экспериментируя, наблюдая старайтесь не оставаться у поверхности фактов, ищите законы ими управляющие» (Ак. Иван ПетровичПавлов);
  • портреты Р.Бойля, М.В. Ломаносова, А.Лавуазье;
  • наборное полотно 2H2O + O2= 2H2O
  • реквизит для инсценировок-2 парика, перо, реторта, камзол.
  • - учебник химии 8 класс, новые термины «флогистон», «реторта», «закон»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

2. Актуализация прежних знаний

1

Слайд 1

Ребята, мы с Вами уже не мало знаем о химических реакциях- признаки, условия возникновения и течения реакций, умеем читать формулы веществ, называть некоторые вещества, анализировать  качественный и количественный состав веществ.

Сегодня мы продолжим познавать тайны химических реакций.

2

 

 

Но прежде, давайте обратимся к тем вашим химическим знаниям, которые потребуются нам на уроке

Слайд 2

Что такое химическая реакция?

Явления, при которых образуются новые  вещества.

Назовите признаки химических реакций

Выпадение осадка, изменение цвета, выделение газа, запаха, тепла и света.

Проанализируйте качественный и количественный состав веществ, чьи формулы 2H2O, O2, 4H2,  S. Что означают цифры перед формулами в и их составе?

Анализируют состав.

Подведение итогов работы на данном этапе урока

3. Изучение нового материала

3

3.1 Постановка проблемы.

Вы уже сказали, что химические реакции- это явления, при которых образуются новые  вещества.

А происходит ли изменения массы веществ в результате реакций? Этот вопрос и будет проблемой нашего урока!

Задумываются, высказывают гипотезы: массы веществ измениться , не измениться

3.2 Решение проблемы.

Ребята, как и вы, ученые высказывали различные гипотезы по данной проблеме. У нас есть уникальная возможность перенестись в далекое прошлое, увидеть и услышать самих ученых!

Слайд №3

3.2.1 Итак, 17 век: век великих открытий, век просвещения Европы. В это время живет и работает великий английский ученый Р.Бойль.

Инсценировка «Роберт Бойль».

Итак, Р.Бойль отстаивал теорию флогистона (см. на доску-термин).

3.2.2. Век 17 сменился 18- великая эпоха возрождения- развиваются  все виды искусства, в науках совершаются открытия. В этот период творит русский ученый М.В. Ломоносов.    

Он повторил опыты Р.Бойля несколько их видоизменив, - смотрите!

 Смотрят, слушают, делают записи.

Слайд №4

Инсценировка «М.В. Ломоносов»

3.3 Т.о., в 1748 году Ломоносов сформулировал закон сохранения массы веществ. На современном русском языке закон звучит так (см  в учебнике на с___)

 Смотрят.

4. Подтверждение гипотезы

Давайте этот закон докажем экспериментально и проведем опыт почти по Ломоносову:

-перевернем пробирку с веществом- произошла ли химическая реакция? Почему вы так считаете!

 Да произошла- изменился цвет вещества!

-изменилась ли масса веществ?

Нет!

-доказали ли мы правоту закона? Да!

Слайд №5

Ребята, в 1789 году этот закон независимо от Ломоносова установил французский ученый Антуан Лавуазье!

5. Рассмотрение практического направленности проблемы

Ребята!  Закон сохранения массы имел большое значение для дальнейшего развития химической науки. С практической т.з. ученые научились записывать химические реакции с помощью уравнений. 

Остановимся на составлении уравнения химической реакции   

Слайд 6 (часть 1)

Составление химического уравнения (на примере взаимодействия водорода с кислородом)

6. Формулировка выводов

Сегодня на уроке произошло знаменательное событие –мы впервые познакомились с законом природы, который позволяет объяснять химические явления! Закон-форма знаний как в математике теоремы и аксиомы. Мы решили проблему, которую обозначили в начале урока и практически мы повторили  научный поиск ученых!

Делают выводы по уроку

7. Подвидение итогов

7.1 О чем узнали на уроке?

 Определяют личное значение урока

-исторический путь открытия закона сохранения массы,

-формулировку закона сохранения массы веществ,

-авторы закона М.В.Ломоносов, А.Лавуазье,

-закон это форма знаний,

-экспериментальное, доказательство закона,

-атомы неделимы во время химических реакций и не изменяются,

-молекулы при реакции обмениваются атомами, но общее число атомов каждого вида не меняется, поэтому общая масса веществ в процессе реакции сохраняется.

7.2 Чему научились?

Определять исходные вещества, продукты реакций по уравнениям химических реакций.

Слайд № 6 (часть 2)

И в заключении ребята хочу порекомендовать вам всегда следовать совету ак. Павлова «Изучая, экспериментируя, наблюдая старайтесь не оставаться у поверхности фактов, ищите законы ими управляющие»

 

 

Письмо М.В.Ломоносова, 18 век

                Знаменитейшему и ученейшему мужу Леонарду Эйлеру, заслуженейшему профессору и члену славной Берлинской  академии наук, а также почетному  члену императорской Петербургской академии наук нижайший поклон шлет Михайло Ломоносов (берет реторту).

               На 13 листах сего письма описал я свои опыты, деланные в заплавленных накрепко ретортах, чтобы исследовать прибавляет ли вес металл при нагревании как утверждает Роберт Бойль.

               Оными опытами нашлось, что мнение славного Роберта Бойля ложно, что без доступа воздуха вес сожженного металла не изменяется. Берусь утверждать, что Р.Бойль не запаивал стеклянную реторту, отчего произошел доступ воздуха в реторту из вне и в его опытах окалина* стала тяжелее чистого свинца.

              Посему  полагаю, что «все перемены в натуре случающиеся  таково суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупиться к другому». Т.к. это  всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения.

Числа 5, июнь, года 1748.

 

Роберт Бойль, 17 век

               Я, англичанин Роберт Бойль берусь доказать всем, что теория флогистона единственная  верная теория!

               Возьму реторту, помещу в  нее свинец. Вес ее со свинцом   230 грамм. Прокалю реторту на огне, свинец превратился в черную  окалину, опять взвешу реторту-вес ее 250 грамм!

               Вот оно чудо! Масса реторты с окалиной  больше массы реторты с чистым свинцом! Почему же увеличилась масса? Потому, что  существует он- летучий элемент, магический  флогистон, присутствующий во всех веществах.

               При сжигании в реторте свинца, флогистон, имеющий отрицательную массу покинул свинец  в виде огня и окалина свинца стала тяжелее!

               Мой 17век будет прославлен навсегда учением о флогистоне- первой теорией, опирающейся на химические опыты! 

Загрузить презентацию