Урок-бенефис «Кто «отвечает» за цвет?»

Тип урока - урок комплексного применения знаний.

Форма: бенефис

Цели урока:

  • - образования- изучить причины существования окраски веществ, закрепить следующие способы   деятельности учащихся- составление уравнений диссоциации веществ, определение степеней окисления, составление  ионных уравнений реакций, уравнений ОВР, проведение качественных реакций;
  • - развития- развивать общеучебные умения анализировать табличные данные, сравнивать химические объекты, выдвигать гипотезы для решения проблемной ситуации;
  • - воспитания- воспитывать чувство новизны, удовлетворения от умственного труда.

Оборудование урока:

  • - компьютерная презентация «Кто «отвечает» за цвет?»;
  • - на демонстрационном столе- растворы солей: хлорид цинка, сульфат железа (II), сульфат меди (II), дихромат калия, хромат калия, перманганат калия; растворы гидроксида натрия, серной кислоты, сульфит натрия; спички, шпатель;  медный купорос (кристаллический), асбестовая сетка, столик демонстрационный; химические стаканы.
  • - на столах учащихся- растворы гидроксида натрия, гидроксида меди (II), сульфата меди (II), штатив, пробирки.

План урока:

  • 1 .Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности.
  • 2. Основная часть урока.
  • 3. Подведение итогов урока.
  • 4. Информация о домашнем задании.

Сценарный план урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемый результат

1.Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности

Слайд 1 (см. Приложение 1)

Слайд 2

Цвета радуги, цветная палитра, цветовое решение интерьера, цветная репродукция- эти словосочетания мы слышим очень часто в повседневной жизни. А сегодня мы поговорим о цветах в химии.

Ребята! А какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали словосочетание «цветная химия»?

Выдвигают предложения в т.ч- «цветные реакции»

Цвет- это химическое или физическое свойство вещества?

Физическое.

Давайте вспомним и другие физические свойства веществ!

Запах, прозрачность, тепло-, электропроводность, плотность, температуры плавления и кипения.

Ребята! А почему раствор поваренной соли бесцветный, а медный купорос и его раствор имеет голубой цвет?  

Затрудняются ответить.

Слайд 3

Давайте вместе сформулируем проблему: почему одни вещества или растворы имеют цвет, а другие бесцветные? Или другими словами: в чем причина существования цвета?

Пытаются сформулировать проблему урока.

2. Основная часть урока.

Слайд 4

2 Обратите внимание на демонстрационный стол: вы видите растворы веществ, чьи формулы представлены на слайде: ZnCL2, FeSO4, CuSO4, K2Cr2O7, KCrO4, KMnO4 .

К какому классу веществ они относятся?

 

Соли

Почему вы так считаете?

Запишите формулы этих солей в тетради, составьте уравнения их диссоциации.

C т.з. ТЭД, соли- это вещества, которые диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков.

На какие частицы диссоциируют эти соли в воде? 

На ионы. Пишут уравнения в тетради

Слайд 5

Какие частицы вещества являются материальными носителями окраски растворов этих солей?

 Ионы.

А какие на ваш взгляд ионы обуславливают голубую окраску медного купороса и коричневого сульфата железа?

Ионы меди, железа.

Как можно  доказать, что именно ионы меди и железа окрашивают растворы?

Слайд 6

Ребята! Обратите внимание на слайд: существуют ионы, которые в гидратированном состоянии бесцветны-Na+, K+, Zn2+, Cl-, NO-3-, SO 2-4;

Провести качественные реакции на эти ионы.

Лабораторная работа: качественные реакции на ионы железа и меди.

К 1 мл. растворов солей FeSO4, CuSO4 прилить по 1мл. раствора гидроксида натрия

Слайд 7

и ионы, которые  в гидратированном виде окрашены – Cu2+,

Fe 3+, MnO -4,Cr2O 2-7 .

3.Между прочим, многие поделочные, полудрагоценные и драгоценные камни обязаны своей привлекательной окраской ионам, входящим в их состав.

Сообщения учащихся о малахите, бирюзе   (Приложение 2).

Слайд 8

Первая причина существования окрашенных веществ- ионный состав вещества.

Подводят первый итог

Слайды  9,10, 11,12

3.Однако, при некоторых условиях цвет вещества или раствора не проявляется. Когда это бывает? С чем это связано?

В темноте. Цвет-результат взаимодействия вещества со светом.

Анализируют информацию по слайду 13:

Когда свет солнца падает на вещество, он может полностью отразится от вещества- в этом случае вещество кажется нам белым.  Если свет полностью поглощается веществом- мы  видим его черным! Но если свет с определенной длиной волны отражается, а свет с другой длиной волны  отражается, то мы видим вещество окрашенным.

4. Слайд 14

На уровне электронов атомов происходит следующее: внешние неспаренные электроны поглощают порцию световой энергии и переходят на более высокий энергетический подуровень в пределах уровня. Переход электрона на более высокий подуровень называют возбуждением электрона. Затем электрон спускается на низкий энергетический подуровень и при этом спускает энергию в виде окрашенного света, его мы видим как цвет вещества.

5. Можете ли вы предложить другой источник энергии, кроме световой?

Демонстрационный опыт: сжигание солей, дающих различную окраску  пламени (например,медныйкупорос)

Тепловая, электрическая, ядерная энергия.

Наблюдают опыт.

Слайд 15

6. Подведем второй итог!

Вторая  причина существования окраски вещества кроется в строении предвнешнего энергетического подуровня атома элемента. Это явление используется на практике в спектроскопии.

7. Обратите внимание на раствор перманганата калия- он фиолетовый. Ученые называют его хамелеоном! Этот представитель «химической фауны» изменяет свой цвет в зависимости от химической среды раствора.

Формулируют причину существования цвета веществ.

Слайд 16, 17, 18, 

Демонстрационный опыт: взаимодействие перманганата калия с сульфитом натрия в щелочной и кислой средах.

-к подкисленному раствору перманганата калия добавить восстановитель сульфит натрия- раствор обесцвечивается;

-к сильнощелочному раствору перманганата калия добавить восстановитель сульфит натрия- раствор зеленеет.

Наблюдают за экспериментом.

Составляют уравнение  ОВР реакции, определяя вещества- окислитель и восстановитель.

Слайд 19

8.Подведем третий итог! Третья причина существования окраски веществ- степень окисления атомов элементов или зарядов ионов в веществах.

Формулируют причины существования цвета веществ и растворов.
Подведение итогов урока.

Слайд 20

1.Наступило время ответить на вопрос урока «Кто «отвечает» за цвет?»

2. Рефлексия обучающихся:

-что нового узнали на уроке?

-чему научились?

-какие испытывали затруднения?

Формулируют общий вывод по уроку.

Отвечаю на вопросы.

Информация о домашнем задании

Слайд 21

В качестве домашнего задания предлагаю провести эксперимент:

для изготовления домашнего психрометра (прибор для определения влажности воздуха)   используют хлорид кобальта (II) в качестве водо чувствительного вещества. Почему сухой хлорид кобальта (II), имеющий голубую окраску, розовеют в присутствии воды.

Слайд 22

В заключении я хочу пожелать вам не забывать слова ак. А.К.Павлова, что «изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Пытайтесь проникнуть  в тайну их возникновения, настойчиво ищите законы ими управляющие».

 Слушают, задают уточняющие вопросы

 

Приложение №1-

презентация к уроку.

Загрузить презентацию

Приложение №2

Информация о поделочных и драгоценных  камнях.

          Малахит.

          Название происходит от греческого слова «маляхэ»-мальва и дано минералу за сходство фестоночного рисунка на срезе малахита с формой листа этого растения. Своим темно-зеленым цветом он обязан ионам меди, т.к. малахит-это основный карбонат меди.

          Малахит- широкораспространенный минерал. Малахит образуется в зонах окисления медно- сульфидных  месторождений на контактах с известняками. Наиболее известен и ценен малахит в виде натечных почковидных образований с зональной полосчатостью. Малахит-издавна любимый в России поделочный камень. Вспомним  «Малахитовую шкатулку» П.Бажова: «Под землей у нее палаты каменные, а стены из дорогих самоцветов. Деревья в горе каменные, каменные листья и сучки постукивают. На кустах зеленые колокольца малахитовые и в каждом- сурьмяная  звездочка». Из малахита изготавливают художественно-декоративные предметы- например, шкатулки, «малахитовый зал» в Эрмитаже.

          Бирюза.

          Название этого популярного драгоценного камня произошло от персидского слова «Фируза» -победа. Небесно-голубой цвет камня происходит от входящих  в его состав фосфатов меди и алюминия.

          Месторождения бирюзы обычно связаны с поверхностным разложением горных пород, содержащих рассеянные сульфиды меди. Бирюза была известна еще ацтекам и древним египтянам; особым почетом она пользовалась на мусульманском Востоке. Во времена Булгарского государства и Казанского ханства украшениями из бирюзы были бусы, серьги, броши, браслеты. Эти украшения широко представлены в экспозициях  музеев г. Казани.

Список литературы.

  • 1. Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии.- М.: Просвещение, 1991.- 224 с. 
  • 2. Бусев А.И., Ефимов И.П. Определения, понятия, термины в химии. -М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  • 3. Венецкий С.И. О редких и рассеянных. М.: Металлургия, 1981.-  с.
  • 4. Габриелян  О.С. Химия, 11 класс. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учяреждений.-М.: Дрофа, 2008.- 364 с.
  • 5. Минералы. Из серии «Экскурсия в природу».- М.: Планета, 1978.
  • 6. Фримантл М. Химия в действии в двух частях. Том 1. Том 2.- М.: Мир, 1991.- 528 с., 620 с.
  • 7. Я познаю мир. Детская энциклопедия: химия. -М.: Астрель, 2002  г. -443 с.