Урок-бенефис «Кто «отвечает» за цвет?»
Тип урока - урок комплексного применения знаний.
Форма: бенефис
Цели урока:
- - образования- изучить причины существования окраски веществ, закрепить следующие способы деятельности учащихся- составление уравнений диссоциации веществ, определение степеней окисления, составление ионных уравнений реакций, уравнений ОВР, проведение качественных реакций;
- - развития- развивать общеучебные умения анализировать табличные данные, сравнивать химические объекты, выдвигать гипотезы для решения проблемной ситуации;
- - воспитания- воспитывать чувство новизны, удовлетворения от умственного труда.
Оборудование урока:
- - компьютерная презентация «Кто «отвечает» за цвет?»;
- - на демонстрационном столе- растворы солей: хлорид цинка, сульфат железа (II), сульфат меди (II), дихромат калия, хромат калия, перманганат калия; растворы гидроксида натрия, серной кислоты, сульфит натрия; спички, шпатель; медный купорос (кристаллический), асбестовая сетка, столик демонстрационный; химические стаканы.
- - на столах учащихся- растворы гидроксида натрия, гидроксида меди (II), сульфата меди (II), штатив, пробирки.
План урока:
- 1 .Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности.
- 2. Основная часть урока.
- 3. Подведение итогов урока.
- 4. Информация о домашнем задании.
Сценарный план урока
Виды деятельности обучающихся |
Планируемый результат |
1.Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности Слайд 1 (см. Приложение 1) Слайд 2 Цвета радуги, цветная палитра, цветовое решение интерьера, цветная репродукция- эти словосочетания мы слышим очень часто в повседневной жизни. А сегодня мы поговорим о цветах в химии. |
|
Ребята! А какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали словосочетание «цветная химия»? |
Выдвигают предложения в т.ч- «цветные реакции» |
Цвет- это химическое или физическое свойство вещества? |
Физическое. |
Давайте вспомним и другие физические свойства веществ! |
Запах, прозрачность, тепло-, электропроводность, плотность, температуры плавления и кипения. |
Ребята! А почему раствор поваренной соли бесцветный, а медный купорос и его раствор имеет голубой цвет? |
Затрудняются ответить. |
Слайд 3 Давайте вместе сформулируем проблему: почему одни вещества или растворы имеют цвет, а другие бесцветные? Или другими словами: в чем причина существования цвета? |
Пытаются сформулировать проблему урока. |
2. Основная часть урока. Слайд 4 2 Обратите внимание на демонстрационный стол: вы видите растворы веществ, чьи формулы представлены на слайде: ZnCL2, FeSO4, CuSO4, K2Cr2O7, KCrO4, KMnO4 . К какому классу веществ они относятся? |
Соли |
Почему вы так считаете? Запишите формулы этих солей в тетради, составьте уравнения их диссоциации. |
C т.з. ТЭД, соли- это вещества, которые диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков. |
На какие частицы диссоциируют эти соли в воде? |
На ионы. Пишут уравнения в тетради |
Слайд 5 Какие частицы вещества являются материальными носителями окраски растворов этих солей? |
Ионы. |
А какие на ваш взгляд ионы обуславливают голубую окраску медного купороса и коричневого сульфата железа? |
Ионы меди, железа. |
Как можно доказать, что именно ионы меди и железа окрашивают растворы? Слайд 6 Ребята! Обратите внимание на слайд: существуют ионы, которые в гидратированном состоянии бесцветны-Na+, K+, Zn2+, Cl-, NO-3-, SO 2-4; |
Провести качественные реакции на эти ионы.
Лабораторная работа: качественные реакции на ионы железа и меди. К 1 мл. растворов солей FeSO4, CuSO4 прилить по 1мл. раствора гидроксида натрия |
Слайд 7 и ионы, которые в гидратированном виде окрашены – Cu2+, Fe 3+, MnO -4,Cr2O 2-7 . |
|
3.Между прочим, многие поделочные, полудрагоценные и драгоценные камни обязаны своей привлекательной окраской ионам, входящим в их состав. |
Сообщения учащихся о малахите, бирюзе (Приложение 2). |
Слайд 8 Первая причина существования окрашенных веществ- ионный состав вещества. |
Подводят первый итог |
Слайды 9,10, 11,12 3.Однако, при некоторых условиях цвет вещества или раствора не проявляется. Когда это бывает? С чем это связано? |
В темноте. Цвет-результат взаимодействия вещества со светом. Анализируют информацию по слайду 13: Когда свет солнца падает на вещество, он может полностью отразится от вещества- в этом случае вещество кажется нам белым. Если свет полностью поглощается веществом- мы видим его черным! Но если свет с определенной длиной волны отражается, а свет с другой длиной волны отражается, то мы видим вещество окрашенным. |
4. Слайд 14 На уровне электронов атомов происходит следующее: внешние неспаренные электроны поглощают порцию световой энергии и переходят на более высокий энергетический подуровень в пределах уровня. Переход электрона на более высокий подуровень называют возбуждением электрона. Затем электрон спускается на низкий энергетический подуровень и при этом спускает энергию в виде окрашенного света, его мы видим как цвет вещества. |
|
5. Можете ли вы предложить другой источник энергии, кроме световой? Демонстрационный опыт: сжигание солей, дающих различную окраску пламени (например,медныйкупорос) |
Тепловая, электрическая, ядерная энергия. Наблюдают опыт. |
Слайд 15 6. Подведем второй итог! Вторая причина существования окраски вещества кроется в строении предвнешнего энергетического подуровня атома элемента. Это явление используется на практике в спектроскопии. 7. Обратите внимание на раствор перманганата калия- он фиолетовый. Ученые называют его хамелеоном! Этот представитель «химической фауны» изменяет свой цвет в зависимости от химической среды раствора. |
Формулируют причину существования цвета веществ. |
Слайд 16, 17, 18, Демонстрационный опыт: взаимодействие перманганата калия с сульфитом натрия в щелочной и кислой средах. -к подкисленному раствору перманганата калия добавить восстановитель сульфит натрия- раствор обесцвечивается; -к сильнощелочному раствору перманганата калия добавить восстановитель сульфит натрия- раствор зеленеет. |
Наблюдают за экспериментом. Составляют уравнение ОВР реакции, определяя вещества- окислитель и восстановитель. |
Слайд 19 8.Подведем третий итог! Третья причина существования окраски веществ- степень окисления атомов элементов или зарядов ионов в веществах. |
Формулируют причины существования цвета веществ и растворов. |
Подведение итогов урока.
Слайд 20 1.Наступило время ответить на вопрос урока «Кто «отвечает» за цвет?» 2. Рефлексия обучающихся: -что нового узнали на уроке? -чему научились? -какие испытывали затруднения? |
Формулируют общий вывод по уроку. Отвечаю на вопросы. |
Информация о домашнем задании Слайд 21 В качестве домашнего задания предлагаю провести эксперимент: для изготовления домашнего психрометра (прибор для определения влажности воздуха) используют хлорид кобальта (II) в качестве водо чувствительного вещества. Почему сухой хлорид кобальта (II), имеющий голубую окраску, розовеют в присутствии воды. Слайд 22 В заключении я хочу пожелать вам не забывать слова ак. А.К.Павлова, что «изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения, настойчиво ищите законы ими управляющие». |
Слушают, задают уточняющие вопросы |
Приложение №1-
презентация к уроку.
Загрузить презентацию
Приложение №2
Информация о поделочных и драгоценных камнях.
Малахит.
Название происходит от греческого слова «маляхэ»-мальва и дано минералу за сходство фестоночного рисунка на срезе малахита с формой листа этого растения. Своим темно-зеленым цветом он обязан ионам меди, т.к. малахит-это основный карбонат меди.
Малахит- широкораспространенный минерал. Малахит образуется в зонах окисления медно- сульфидных месторождений на контактах с известняками. Наиболее известен и ценен малахит в виде натечных почковидных образований с зональной полосчатостью. Малахит-издавна любимый в России поделочный камень. Вспомним «Малахитовую шкатулку» П.Бажова: «Под землей у нее палаты каменные, а стены из дорогих самоцветов. Деревья в горе каменные, каменные листья и сучки постукивают. На кустах зеленые колокольца малахитовые и в каждом- сурьмяная звездочка». Из малахита изготавливают художественно-декоративные предметы- например, шкатулки, «малахитовый зал» в Эрмитаже.
Бирюза.
Название этого популярного драгоценного камня произошло от персидского слова «Фируза» -победа. Небесно-голубой цвет камня происходит от входящих в его состав фосфатов меди и алюминия.
Месторождения бирюзы обычно связаны с поверхностным разложением горных пород, содержащих рассеянные сульфиды меди. Бирюза была известна еще ацтекам и древним египтянам; особым почетом она пользовалась на мусульманском Востоке. Во времена Булгарского государства и Казанского ханства украшениями из бирюзы были бусы, серьги, броши, браслеты. Эти украшения широко представлены в экспозициях музеев г. Казани.
Список литературы.
- 1. Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии.- М.: Просвещение, 1991.- 224 с.
- 2. Бусев А.И., Ефимов И.П. Определения, понятия, термины в химии. -М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
- 3. Венецкий С.И. О редких и рассеянных. М.: Металлургия, 1981.- с.
- 4. Габриелян О.С. Химия, 11 класс. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учяреждений.-М.: Дрофа, 2008.- 364 с.
- 5. Минералы. Из серии «Экскурсия в природу».- М.: Планета, 1978.
- 6. Фримантл М. Химия в действии в двух частях. Том 1. Том 2.- М.: Мир, 1991.- 528 с., 620 с.
- 7. Я познаю мир. Детская энциклопедия: химия. -М.: Астрель, 2002 г. -443 с.