Занятие элективного курса для учащихся 11-го класса

Цели занятия:

  • дидактические –организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов действий, самостоятельному применению знаний в условиях занятия, помочь учащимся целостно представить изученную тему;
  • развивающие - развивать умения учащихся структурировать информацию, преобразовывать  ее в модели, планировать работу во времени и в коллективе;
  • воспитания - способствовать  осознанию социальной, практической и личностной значимости  изученной темы.

Оборудование: набор химической посуды для опытов, презентации учащихся, видефильм «Обыкновенное чудо».

1.1 Учитель.

         Сегодня у нас необычное занятие элективного курса. Оно будет проходить как заседание водопроводного комитета Казани. В 19 веке  в Казани вопросами обеспечения населения доброкачественной питьевой водой занимались прогрессивные ученые города: А.М. Бутлеров, И.А. Больцани, П.И. Котельников, А.И. Якоби, М.Я.Капустин, В.В. Миславский, дворянство и представители купечества. Вопросы обсуждались открыто, публично, с участием всего города. Водопроводный комитет г.Казани, состоявший из 14, впоследствии из 10 человек, был известен всей России, сюда  за консультацией из разных городов (Тамбов, Воронеж, Сызрань).

        При подготовке к заседанию к заседанию были сформированы подкомитеты: 1-ый изучал источники загрязнения природных вод  вблизи Казани, 2-ой- изучал схему работы очистных сооружений г.Казани, 3-ий- проработал вопрос доочистки питьевой воды горожанами.

1.2. Но перед обсуждением проблемы питьевой воды в наших  домах позвольте сказать несколько слов.

       Живые организмы планеты приспособились ко всяким условиям: к полному мраку и высокому давлению на дне океана, к 70 С жары в пустыне и 70 С холода в Антарктике. Но нет живых существ, которые обходятся без воды. Поэтому мы позволили себе небольшое количество этого уникального вещества поднять на пьедестал –пусть не высокий и пусть только на время нашего занятия , а в эпиграф   нашего занятия вынести фильм.

Компьютерный фильм «Обыкновенное чудо».

2.1.Учитель:

       Вода, централизованно поступающая   в водопроводную сеть городов и поселков, должна соответствовать государственному  стандарту и СанПиН. О физико-химических свойствах воды и документах их регламентирующих расскажет представитель нашего  комитета.

2.2. Ученик:

        Следует помнить, что хозяйственно-питьевая вода относится к пищевым продуктам и ее показатели должны отвечать согласно Закону  РФ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 19.04.91 должны соответствовать  гигиеническим правилам 2-1.4.1047-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения»:

(по таблице).

         Так,

  • - строго регламентируется количество взвешенных веществ в месте водозабора,
  • - не должно быть плавающих примесей,
  • - интенсивность запахов и привкусов- не  должна превышать2-х баллов по 5-балльной шкале,
  • - окраска не должна обнаруживаться в столбике 20 см.,
  • - водородный показатель должен быть в диапазоне  6,5-8,5,
  •  -минерализация  воды должна составлять 1000 мг\л, причем хлоридов- не более 350мг\л, сульфатов-500 мг\л.

         Давайте рассмотрим физико-химические свойства водопроводной воды, подаваемой в нашу школу.

  • 1. Измерим температуру -22С.
  • 2. Запах при такой температуре по 5-ти балльной шкале может быть травянистым, болотным, гнилостным, затхлым, землистым. Может присутствовать запах хлора и др.- в нашей воде присутствует  запах хлора на балла.
  • 3. Вкус воды испытывают после кипячения  охлаждения до 20С. Различают соленый, горький, сладкий, кислый вкусы, а также привкусы. Для оценки интенсивности вкусов используют шкалу   вкусов- наша вода имеет привкус на 2-3 балла.
  • 4. Прозрачность и цвет воды- вода, налитая в емкость глубиной 20 см. должна быть прозрачной  и не иметь цвет- наша вода соответствует норме по этим параметрам. Вообще, прозрачность- важный показатель природной воды. Для оценки прозрачности пользуются белым металлическим  диском диаметром 30 см., называемым диском Секи. Такой  диск опускают  в воду до тех пор, пока он не скроется из виду. Эта глубина характеризует прозрачность воды. Самая прозрачная вода  в  Саргассовом море (Атлантический океан)-диск исчезает до глубины 65 м., на Байкале – на глубине 40м.
  • 5. Окисляемость –добавим к воде 3 капли раствора перманганата калия. Если малиновая окраска сохраняется 20 мин., вода- удовлетворительная, при красной окраске- подозрительная, при желто-бурой- недоброкачественная.
  • 6. Химический анализ воды: (в лаборатории он проводится автоматически, длится от 1-го часа до нескольких часов, а по некоторым показателям - несколько суток)

а) обнаружение катионов железа (III)

к 10 мл. пробы приливают  азотную кислоту , 2-3 капли перекиси водорода (для окисления железа) и тиоцианат аммония: при концентрации железа более 210 мг\л появляется розовое окрашивание, при концентрации железа 10 г\л-красное;

б) обнаружение хлорид- ионов

к 10 мл. пробы прилить  3-4 капли азотной кислоты и 0,5 мл. раствора нитрата серебра: при концентрации хлорид- ионов более 100 мг\л выпадает белый осадок;

в) обнаружение нитрат- ионов

к 1-му мл. пробы по каплям добавляют реагент дифениламин: при концентрации нитрат –ионов более 0,001 мг\л появляется бледно-голубое окрашивание, при 100 мг\л-синее;

г) обнаружение сульфат- ионов

к 10 мл. пробы прилить  2-3 капли хлорида бария: при концентрации сульфат-ионов  более 0,001 мг\л выпадает белый осадок;

  • 7. Важным показателем качества воды является рН раствора- отрицательный логарифм концентрации   протонов водорода в растворе. По ГОСТ рН воды должен быть в пределах 6,5-8,5- протестируем нашу воду, получили рН, равную 7.

       Т.о. наша вода вполне пригодна для питья.

3.1. Учитель:

Из каких же источников получают воду жители Казани? О водных ресурсах Татарстана и Казани и их состоянии расскажут представители  подкомитета.

3.2. Представление информации с компьютерной презентацией «Источники загрязнения водных ресурсов Татарстана».

4.1 Учитель:

    Итак, пока ученые рассматривают новые источники питьевой воды для Казани, мы используем то, что имеем. Какой путь проделывает волжская вода до нашего крана? О системе подготовки питьевой воды рассказывает  представитель подкомитета.

4.2. Представление информации с компьютерной  презентацией «Подготовка питьевой воды».

4.3. Учитель:

          Подготовленная  для питья вода попадает  к потребителю. Однако, многие горожане проводят ее доподготовку.  Представители следующего подкомитета подсчитают для Вас «Сколько стоит литр чистой воды?»

4.3. Компьютерная презентация «Сколько стоит литр воды?»

5.1. Учитель:

        Заседание водопроводного комитета заканчивается . Все подкомитеты представили  результаты своих исследований. Подводя итог, давайте запомним несколько правил:

  • - вода- бесценный дар, необходимый  для всего живого на Земле,
  • - пресной воды на Земле не хватает,
  • - следует бережно относится  к воде, экономить ее,
  • - за нарушение правил водопользования каждый человек, любая организация должна нести ответственность в законодательном порядке,
  • - для питья и приготовления пищи  следует использовать качественную воду, подвергая водопроводную воду доочистке.

6.1 Ученица:

Стихотворение « Берегите свою планету!»

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Здесь в траве живет беспечно

Стрекотун - певун кузнечик,

Юный ветер-хулиган,

Щекочет старый океан.

Грациозные дельфины

Вальс танцуют и поют,

В общем счастливо живут.

Здесь лишь утро золотое,

Воздух нежно- голубой,

Дышится легко и вволю.

Забываем мы порой-

Воздух дан в аренду нам,

Он один на всех землян.

Чтобы жизнь  торжествовала,

Охранять природу надо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

                                                Г.Маршакова

7. Учитель:

Подведем итоги нашего занятия. Что Вы нового узнали? Чему научились?

Загрузить презентацию