Урок химии в 8-м классе по теме "Виды ковалентной химические связи"
На ученических столах набор разноцветных шариков (7 штук), лист с заданиями (раздаточный материал).
Таблица «Электроотрицательность атомов элементов».
Обучающие цели урока - знакомство с образованием ковалентной неполярной и полярной связи, со cпособами представления схемы образования ковалентной связи;
Задачи:
- научить определять ковалентную полярную и неполярную связь по формуле, моделировать процессы с помощью конструктора, моделировать молекулы изученных веществ;
- развивать умения высказывать предположения и выдвигать гипотезы, решать задачи по практическому приложению знаний, создавать собственные тексты, анализировать;
- развивать речь, формировать самооценку, развить умения интегрировать разные взгляды, признавать свои ошибки, работать в группе.
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Стадия вызова |
||
Урок начинается с показа рисунка атома (слайд 1) |
Атом. |
|
Что за частицу вы видите на рисунке? |
Атомы–частницы вещества, химически неделимые. |
|
Что вы знаете о составе атома? Каково строение атома? |
ядро (протоны, нейтроны), электронная оболочка. |
|
В природе не существуют одиночные атомы. Все они находятся в составе простых или сложных соединений. Еще в начале года мы узнали, что атомы принято изображать на бумаге сферами, а если мы говорим о моделях атомов, то это- шарики. У вас на столах лежат шарики разных цветов. Они символизируют атомы разных элементов. Сделайте из этих шариков молекулу. Конечно, шарики скрепить можно чем-нибудь. Но ведь для нас эти шарики - атомы. |
Ребята объединяются в группы по четыре человека. (Сидящие впереди ребята поворачиваются к тем, кто сидит за ними).
Задание дается в расчете на то, что ребята с ним не справятся, так как кроме шариков не дается больше ничего, ребята соединить шарики не могут, они просят дать веревочки, или палочки, или клей, чтобы скрепить шарики. Ребята рассуждают, приходят к выводу ( или учитель подводит их к выводу), что если бы атомы не соединялись друг с другом, то молекул бы не было. |
|
Как же соединяются атомы в молекулах? Давайте попробуем ответить на этот вопрос в течение урока. Итак, тема урока - связи между атомами, эти связи называют - химические. На доске записывается тема урока. - Химическая связь |
Мы не знаем, как атомы соединяются. |
|
Стадия содержания |
||
1 |
Итак, перед вами два одинаковых атома водорода. Какие свойства проявляет водород- металлические или неметаллические? В центре каждого атома положительное ядро, вокруг ядра - электронная оболочка, состоящая из 1 электрона. |
Неметаллические. |
Что заставляет атомы соединяться - стремление приобрести устойчивый внешний энергетический уровень, т.е. завершить свой внешний энергетический уровень. Как этого добиться –обзавестись еще одним электроном. |
Электростатические силы. |
|
Давайте попробуем объяснить, что произойдет с атомами водорода в момент столкновения? |
Ребята выдвигают гипотезы, принимаются все без исключения, затем предлагается правильный ответ. |
|
Если упростить объяснение процесса образования химической связи, то можно сказать, что образовалась общая электронная пара, которая принадлежат обоим атомам (показано скобками) (ам. химик Жд.Льюис). Такую связь, образованную с помощью общей электронной пары или пар называется ковалентной. Если общую электронную пару заменить черточкой- получится структурная формула. Структурная формула показывает порядок связи атомов и количество связей. В шаро-стержневых моделях черточку символизирует палочка. |
Ответ: ядро первого атома тянет к себе электронную оболочку второго атома, а ядро второго атома - тянет электронную оболочку первого атома. Электронные облака перекрываются, что создает область с избыточным отрицательным зарядом, что препятствует отталкиванию атомов друг от друга | |
Составьте модель молекулы H2 с помощью шариков- символов атомов и палочек-символов химической связи- теперь атомы держаться в молекуле |
Строят модели молекул |
|
2 |
Рассмотрим случай, когда молекула образована разными атомами неметаллами –Н и Сl и еще раз составим схему образования ковалентной связи: -записываем химические знаки элементов, -изображаем внешние электроны (в образовании связи участвуют внешние электроны-сколько-7!!!, но не все, а неспаренные. Сколько неспаренных элеетронов– затрудняются – (8 –номер группы), -показываем общую электронную пару (за счет перекрывания эл. облаков (s и p), -но так как элементы разные то обычно общая электронная пара смещена в сторону того атома, у которого более выражены немеет. свойства. Значит куда ? (к хлору). |
Электронная пара будет смещаться в сторону атома с большей электроотрицательностью (к хлору). |
Для качественной характеристики полярности связи ввели понятие электроотрицательность- ЭО- (прочитайте определение на с. 63 – ЭО- способность атомов оттягивать к себе общие электронные пары). ЭО- условная безразмерная характеристика. В числах ЭО приведена в таблице Полинга (на столах). Посмотрите, какова ЭО у водорода, хлора? Общая электронная пара сместиться к атому хлора. |
Читают, дают определение |
|
При этом благодаря смещению общей электронной пары на атомах возникнут частичные заряды-полюса, и связь будет называться ковалентной полярной. Такая же связь в молекулах CO2, SO2, N2O5, H2O, HCl, HF, NH3, CH4, Тогда в молекуле водорода –ковалентная неполярная. Такая же связь в молекулах O2, N2, Cl2, Br2, S8, P4 |
ЭО атома водорода -2, атома хлора-3, 16 |
|
Составьте модель молекулы HCL. |
Составляют модель |
|
Стадия первичного закрепления |
||
1 |
Обучающимся предлагаются задания для выполнения а выбор: «Дело по душе»: |
Ребята выбирают задание, в т.ч. с помощью конструктора анимаций «Механизм образования ковалентной химической связи» (http://fcior.edu.ru/) |
-составьте шаро- стержневые модели молекул веществ по формулам H2O, N2, O2 или -составьте схему образования ковалентной связи молекул H2O; N2, O2 с помощью конструктора анимаций или в тетрадях или составьте алгоритм определения вида химической связи по формуле вещества |
Составление алгоритма определения химической связи необходимо предложить обучающимся с высоким уровнем познавательной активности |
|
2 |
Проверка выполнения задания по составлению алгоритма определения вида химической связи по формуле вещества (остальные задания можно проверить, используя приемы «тихий ответ», «идеальный ответ»): |
|
Стадия подачи домашнего задания |
||
1 |
Параграфы 11,12; упражнения в зависимости от степени усвоения учебного материала |
|