Урок химии в 8-м классе по теме "Виды ковалентной химические связи"

На ученических столах набор разноцветных шариков (7 штук), лист с заданиями (раздаточный материал).

Таблица «Электроотрицательность атомов элементов».

Обучающие цели урока - знакомство с образованием ковалентной неполярной и полярной связи, со cпособами представления схемы образования ковалентной связи;

Задачи:

- научить определять ковалентную полярную и неполярную связь по формуле, моделировать процессы  с помощью конструктора, моделировать молекулы изученных веществ;

- развивать умения высказывать предположения и выдвигать гипотезы, решать задачи по практическому приложению знаний, создавать собственные тексты, анализировать;

- развивать речь, формировать самооценку, развить умения интегрировать разные взгляды, признавать свои ошибки, работать в группе.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова

Урок начинается с показа рисунка атома (слайд 1)

Атом.

Что за частицу вы видите на рисунке?

Атомы–частницы вещества, химически неделимые.

Что вы знаете о составе атома? Каково  строение атома?  

ядро (протоны, нейтроны), электронная оболочка.

В природе не существуют одиночные атомы. Все они находятся в составе простых или сложных соединений.  

Еще в начале года мы узнали, что атомы принято изображать на бумаге сферами, а если мы говорим о моделях атомов, то это- шарики.  У вас на столах лежат шарики разных цветов. Они символизируют атомы разных элементов. Сделайте из этих шариков молекулу.

Конечно, шарики скрепить можно чем-нибудь. Но ведь для нас эти шарики - атомы.

Ребята объединяются в группы по четыре человека. (Сидящие впереди ребята поворачиваются к тем, кто сидит за ними).

Задание дается в расчете на то, что ребята с ним не справятся, так как кроме шариков не дается больше ничего, ребята соединить шарики не могут, они просят дать веревочки, или палочки, или клей, чтобы скрепить шарики. Ребята рассуждают, приходят к выводу ( или учитель подводит их к выводу), что если бы атомы не соединялись друг с другом, то молекул бы не было.

Как же соединяются атомы в  молекулах?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос в течение урока. Итак, тема урока - связи между атомами, эти связи называют - химические.

На доске записывается тема урока. - Химическая связь

Мы не знаем, как атомы соединяются.

Стадия содержания

1

Итак, перед вами два одинаковых атома водорода. Какие свойства проявляет водород- металлические или неметаллические? В центре каждого атома положительное ядро, вокруг ядра - электронная оболочка, состоящая из 1 электрона.

Неметаллические.

Что заставляет атомы соединяться - стремление приобрести устойчивый внешний энергетический уровень,   т.е. завершить свой внешний энергетический уровень. Как этого добиться –обзавестись еще одним электроном.

Электростатические силы.

Давайте попробуем объяснить, что произойдет с атомами водорода в момент столкновения?

Ребята выдвигают гипотезы, принимаются все без исключения, затем предлагается правильный ответ.

Если упростить объяснение процесса образования химической связи, то можно сказать, что образовалась общая электронная пара, которая  принадлежат обоим атомам (показано скобками) (ам. химик Жд.Льюис). Такую связь, образованную с помощью общей электронной пары или пар  называется ковалентной.

Если общую электронную пару заменить черточкой- получится структурная формула. Структурная формула  показывает порядок связи атомов и количество связей. 

В шаро-стержневых моделях черточку символизирует палочка.

Ответ: ядро первого атома тянет к себе электронную оболочку второго атома, а ядро второго атома - тянет электронную оболочку первого атома. Электронные облака перекрываются, что создает область с избыточным отрицательным зарядом, что препятствует отталкиванию атомов друг от друга

Составьте модель молекулы H2  с помощью шариков- символов атомов и палочек-символов химической связи- теперь атомы держаться в молекуле

Строят модели молекул

2

Рассмотрим случай, когда молекула образована разными атомами неметаллами –Н и Сl и еще раз составим схему образования ковалентной связи:

-записываем химические знаки элементов,

-изображаем внешние электроны (в образовании связи участвуют внешние электроны-сколько-7!!!, но не все, а неспаренные. Сколько неспаренных элеетронов– затрудняются – (8 –номер группы),

-показываем общую электронную пару (за счет перекрывания эл. облаков (s и p),

-но так как элементы разные то обычно общая электронная пара смещена в сторону  того атома, у  которого более выражены немеет. свойства. Значит куда ? (к хлору).

Электронная пара будет смещаться в сторону атома с большей электроотрицательностью (к хлору).

Для качественной характеристики полярности связи ввели понятие электроотрицательность- ЭО- (прочитайте определение на с. 63 – ЭО- способность атомов оттягивать к себе общие электронные пары). ЭО- условная безразмерная характеристика. В числах ЭО приведена в таблице Полинга (на столах). Посмотрите, какова ЭО у водорода, хлора? Общая электронная пара сместиться к атому хлора.

Читают, дают определение

При этом благодаря смещению общей электронной пары на атомах возникнут частичные заряды-полюса, и связь будет называться ковалентной полярной. Такая же связь в молекулах CO2, SO2, N2O5, H2O, HCl, HF, NH3, CH4, Тогда в молекуле водорода –ковалентная неполярная. Такая же связь в молекулах O2, N2, Cl2, Br2, S8, P

ЭО атома водорода -2, атома хлора-3, 16

Составьте модель молекулы HCL.

Составляют модель

Стадия первичного закрепления

1

Обучающимся предлагаются задания для выполнения а выбор: «Дело по душе»:

Ребята выбирают задание, в т.ч. с помощью конструктора анимаций «Механизм образования ковалентной химической связи» (http://fcior.edu.ru/)

-составьте шаро- стержневые модели молекул веществ по формулам  H2O, N2, O2

                            или

-составьте схему образования ковалентной связи молекул H2O; N2, O2 с помощью конструктора анимаций или в тетрадях

                            или

составьте алгоритм определения вида химической связи по формуле вещества

Составление алгоритма  определения химической связи необходимо предложить обучающимся с высоким уровнем познавательной активности

2

Проверка выполнения задания по составлению алгоритма  определения вида химической связи по формуле вещества (остальные задания можно проверить, используя приемы «тихий ответ», «идеальный ответ»):

 

Стадия подачи домашнего задания

1

Параграфы 11,12; упражнения в зависимости от степени усвоения учебного материала

 

 

Загрузить презентацию